Программа Живопись

му н iцuп

qл ь н

о

е б ю d сrc е mн о е у чр е нс d ен

u

образованuя

к Б а б аюрmо в с коя

Му

нu

цuп

(Ut

ь

р а й о н н ая

н о Z о р а йо н

е

D о

п ол н

um ел ь н

f еmс кая ut кол а uс ку

а к Б а б аюр mо

в

с кu й

с

р а йо

оz

о

сmФ)
н >

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБ ЩЕ ОБРАЗ ОВАТЕЛЬНАЯ ПР ОГРАММА
в оБллсти
ИЗ ОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

dltивопись>

Предметная область
XYZO/KE СТВЕННО Е ТВОРЧЕСТВО

Программа

по учебному

предмету

(жtивопись>
(пр" 5-летнем сроке обучения)

РАССМОТРЕНО:
Педагогическим советом МБУ ДО
кБабаюртовская районная ДШИ)
Протокол Ns 89. от З0.08.2024г.

до
ДШИ)

А.г

09.2024г

Разработчик * Аджиев Г.Н. -преподавателъ художественного отделения,
Засланный работник культуры РЩ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты.
3.Учебный план.
4. График учебного процесса.
5. Программы
6. Системы и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации.
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

I. Пояснительная записка
1. Цель и задачи ОП «Живопись»
• Целью ОП «Живопись» является целостное художественно-эстетическое
развитие личности и приобретения ей в процессе освоения ОП художественных и теоретических знаний, умений и навыков.
• Задачи ОП «Живопись»:
1) выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем
детском возрасте;
2) создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей;
3) приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
4) приобретение детьми опыта творческой деятельности;
5) овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
6) подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
7) воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
8) формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
9) формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
10)
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
11)
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
12)
воспитание у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации: умению планировать домашнюю работу, осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью, уметь давать объективную оценку своему труду, формировать навык взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимать наиболее эффективные способы достижения результатов.
• Общая характеристика ОП «Живопись»
1) Срок реализации ОП «Живопись» 5 лет.
2) Возраст поступающих в 1 класс 10-12 лет.

3) Продолжительность учебных занятий с 1-го по 5-й классы составляет 33 недели.
4) Недельная нагрузка 12 аудиторных часов в неделю при максимальной нагрузке (вместе с самостоятельными занятиями) не более 16 ч. в неделю.
5) Занятия проводятся в форме групповых занятий. Наполняемость групп от
11 человек и больше.
• Условия реализации ОП.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся и их законных представителей и
всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и
художественного становления личности в ДХШ создана комфортная развивающая образовательная среда позволяющая:
1) выявлять и развивать одаренных детей в области изобразительного искусства;
2) организовывать творческую деятельность учащихся путем проведения
творческих мероприятий ( выставок, конкурсов, фестивалей, мастерклассов, олимпиад, творческих вечеров и т. д.)
3) организовывать посещение учащимися учреждений культуры (выставочных залов, музеев и т.д.)
4) организовывать творческую и культурно-просветительскую деятельность совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по
различным видам искусств, совместно с ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования реализующие основные
профессиональные ОП в области изобразительного искусства,
5) использовать в образовательном процессе образовательные технологии,
основанные на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования.
6) самостоятельно и эффективно работать с обучающимися при поддержке
педагогических работников и родителей.
7) строить содержание программы «Живопись» с учетом индивидуального
развития детей.
II. Планируемые результаты.
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
1. В области художественного творчества:
1) Знание терминологии изобразительного искусства;
2) Умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
3) Умение создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;

4) Умение самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
5) Навыков цветового строя произведений живописи;
6) Навыков работы с подготовительным материалом: этюдами, набросками,
эскизами.
7) Навыков передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов, передач их материальности, фактуры с выявлением планов на которых они расположены;
8) Навыков подготовки работ к экспозиции
3. В области пленэрных занятий:
1) - Знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами.
2) Знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия плановости.
3) Умение изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность.
4) Умение применять навыки приобретенные на предметах «Рисунок»,
«Живопись», «Композиция».
4. В области истории искусства:
1) Знание основных этапов развития искусства.
2) Умение использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности.
3) Первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров.
• Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности
• Цель программы - создание условий для качественной реализации образовательной программы «Живопись».
Задачи: выявление и развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной оценки произведения искусства или собственной работы; формирование и развитие ярких личностных и индивидуальных
качеств, индивидуального творческого почерка в области изобразительного
искусства, разработка и реализация оптимальных, современных форм и методов обучения и освоения образовательной программы; обмен творческим опытом преподавания в области ИЗО; популяризация знаний в области изобразительного искусства среди населения; формирование верных эстетических воззрений; повышение общего культурного и интеллектуального уровня населе-

ния; популяризация работы школы; информирование населения о достижениях
школы, её формах и методах работы, мероприятиях различного ранга и уровня.
• Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации.
Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости контрольные (итоговые)
работы, устные опросы и письменные работы по истории искусств, просмотры
учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Текущий контроль осуществляется классными руководителями во взаимосвязи
с ведущими преподавателями. Основным документом текущего контроля является классный журнал.
«Рисунок»
1) знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
2) знание законов перспективы;
3) умение использование приемов линейной и воздушной перспективы;
4) умение моделировать форму сложных предметов тоном;
5) умение последовательно вести длительную постановку;
6) умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
7) умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
8) навыки владения линией, штрихом, пятном;
9) навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
10) навыки передачи фактуры и материала предмета;
11) навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
«Живопись:
1) знание свойств живописных материалов, их возможностей эстетических
качеств;
2) знание разнообразных техник живописи;
3) знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей;
4) знание цветового строя;
5) умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
6) умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
7) навыки в использовании основных техник и материалов;
8) навыки последовательного ведения живописной работы.
Композиция станковая»:
1) знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
2) знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала
и способов его применения для воплощения творческого замысла;

3) умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции, ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
4) умение использовать средства живописи, их изобразительновыразительные возможности;
5) умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
6) навыки работы по композиции.
«Беседы об искусстве»:
1) сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его
видах и жанра, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждения интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
2) знание особенностей языка различных видов искусства;
3) первичные навыки анализа произведения искусства;
4) навыки восприятия художественного образа.
«История изобразительного искусства»:
1) знание основных этапов развития изобразительного искусства;
2) первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
3) знание основных понятий изобразительного искусства;
4) знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
5) сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного
вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
6) умение выделять основные черты художественного стиля;
7) умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
8) умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
9) навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с
другими видами искусств;
10) навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
11) навыки анализа произведения изобразительного искусства.
«Пленэр»:
1) знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
2) знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия, плавности;
3) умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;

4) умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
5) умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
6) навыки восприятия натуры в естественной природной среде:
7) навыки передачи световоздушной перспективы;
8) навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

Программа по учебному предмету
ЖИВОПИСЬ

Содержание
№

Наименование раздела

I.

Пояснительная записка

II.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике проведения
промежуточной и итоговой аттестации

III.

Учебно–тематический план

IV.

Содержание учебного предмета. Годовые требования

V.

Требования к уровню подготовки обучающихся

VI.

Формы и методы контроля, система оценок
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание
тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль».

Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой
композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов
«от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Живопись» при 5летнем сроке обучения реализуется 5лет – с 1 по 5 класс.
При реализации программы «Живопись» с 5-летним сроком обучения:
аудиторные занятия в 1-5 классах – четыре часа.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета «Живопись» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в
области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
– приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:
▪ знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
▪ знаний разнообразных техник живописи;
▪ знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
▪ умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
▪ умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
▪ навыков в использовании основных техник и материалов;
▪ навыков последовательного ведения живописной работы;
– формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях изобразительного творчества.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах
учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5
лет общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» составляет 660 часа.
Экзамены проводятся с первого по четвертый класс во втором полугодии. В
остальное время видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр
(зачет).

I.

Всего часов

660

зачет

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

2
72

зачет

1
60

экзамен

1

зачет

Аудиторные
занятия (в часах)
Вид промежуточной аттестации

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
Классы/полугодия
2
3
4
5
3
4
5
6
7
8
9
10
60 72 60
72
60
72
60
72

экзамен

Вид учебной
работы, аттестации, учебной нагрузки

Учебно-тематический план

В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации предпрофессиональной программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет.

1 год обучения

Наименование темы

Аудиторное задание

Вид учебного занятия

№

1 четверть
1.

Характеристика цвета

урок

4

2.

урок

4

3.

Знакомство с холодными и теплыми
цветами
Характеристика цвета.

урок

4

4.

Приемы работы с акварелью

урок

6

5.

Приемы работы с акварелью

урок

6

6.

Нюанс

урок

8

2 четверть
7.

Световой контраст (ахроматический
контраст)

урок

8

8.

Цветовая гармония. Полярная гармония.

урок

8

9.

Многоцветная гармония

урок

12

3 четверть
10. Гармония по общему цветовому тону

урок

8

11. Гармония по общему цветовому тону

урок

8

12. Цветовой контраст
13. Цветовой контраст (хроматический)

урок
урок

12
12

4 четверть
14. Контрастная гармония

урок

8

15. Гармония по общему цветовому тону

урок

8

16. Фигура человека

урок

16

Вид учебного занятия

№
Наименование темы

Аудиторное задание

2 год обучения

1 четверть
1.

Гармония по общему цветовому тону

урок

6

2.

Контрастная гармония

урок

6

3.

Контрастный натюрморт: светлое на
темном

урок

Световой контраст (ахроматический).
Гризайль.

Урок

4.

8
12

2 четверть
5.

Гармония по светлоте и насыщенности

урок

8

6.

Декоративный натюрморт

Урок

12

7.

Итоговая постановка с доминантой теплого колорита

урок

8

3 четверть
8.

Фигура человека

урок

16

9.

Гармония по общему цветовому тону

урок

8

10. Гармония по насыщенности и светлоте

урок

8

11. Гармония по общему цветовому тону

урок

8

4 четверть
12. Гармония по общему цветовому тону.

урок

12

13. Натюрморт по насыщенности

урок

8

14. Гармония по общему цветовому тону и
светлоте

урок

12

Наименование темы

Аудиторное задание

№

Вид учебного занятия

3 год обучения

1 четверть – 8 уч. недель
1.

Контрастная гармония (на насыщенных
цветах)

урок

16

2.

Гармония по общему цветовому тону и
светлоте

урок

16

2 четверть- 7 уч. недель
3.
4.
5.

Контрастная гармония (на насыщенных
цветах)
Фигура человека

урок

8

урок

12

Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах)

урок

8

3 четверть- 10 уч. недель
6.

Гармония по общему цветовому тону

урок

20

7.

Контрастная гармония на ненасыщенных
цветах

урок

20

4 четверть- 8 уч. недель
8.

Гармония по общему цветовому тону и
светлоте

урок

20

9.

Гармония по светлоте

урок

12

№
Вид учебного
занятия

Наименование темы

Аудиторное задание

4 год обучения

1 четверть- 8 уч. недель
1.
2.

Контрастная гармония (на насыщенных
цветах)
Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах)

урок

12

урок

20

2 четверть- 7 уч. недель
3.
4.

Гармония по общему цветовому тону и
светлоте
Гармония по общему цветовому тону

урок

20

урок

8

3 четверть- 10 уч. недель
5.
6.

Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах)
Гармония по насыщенности и светлоте

урок

20

урок

20

4 четверть-8 уч. недель
7.

Нюансная гармония

урок

12

8.

Фигура человека

урок

20

Вид учебного
занятия

№
Наименование темы

Аудиторное задание

5 год обучения

1 четверть- 8 уч. недель
1.

Гармония по общему цветовому
тону, по насыщенности

урок

12

2.

Нюансная гармония

урок

20

2 четверть- 7 уч недель
3.

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

12

4.

Интерьер

урок

16

3 четверть- 10 уч. недель
5.
6.
7.

Гармония по общему цветовому тону
Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
Фигура человека

урок
урок

8
12

урок

20

4 четверть- 8 уч. недель
8.
9.

Гармония по общему цветовому
тону и светлоте
Гармония по общему цветовому
тону и насыщенности

II.

урок

16

урок

16

Содержание учебного предмета.
Годовые требования

В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний,
в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на
нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со
свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся
получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом,
начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых
отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии,
влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов
с выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по
форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.

В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим
характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить
сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру
предметов.
К учащимся шестого класса предъявляются следующие основные требования:
- самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа,
натюрморта;
- самостоятельно строить цветовую гармонию;
- выражать индивидуальное отношение к изображаемому;
- уметь технически реализовать замысел.

Содержание уроков
1 год обучения
1. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение
составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами.
Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: выполнение заливок.
2. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами.
Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.
3. Тема. Характеристика цвета. Тема «Листья». Умение составлять сложные
цвета. Закрепление знаний о возможности цвета. Самостоятельная работа: «Вечер». Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа:. Тема «Вечер».
4. Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели.
Отработка основных приемов (заливка, мазок). Использование акварели, бумаги
формата А3.
Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.

5. Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели.
Отработка основных приемов (заливка, по сырому). Этюд с палитрой художника.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки
и т.п.)
6. Тема. Нюанс. Влияние освещения на цвет. Изображение овощей и фруктов.
Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов
7. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль. Силуэт.
Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: изображение драпировок
8. Тема. Цветовая гармония. Этюд фруктов или овощей на дополнительных
цветах (красный-зеленый, желтый-фиолетовый и т.д.) Использование акварели
(техника a la prima), бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: «Натюрморт с фруктами».
9. Тема. Многоцветная гармонии. Несложный натюрморт в трехцветной гармонии. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии.
10. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на
предметы. Натюрморт с простым предметом быта, с фруктами в теплой гамме.
Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: этюды овощей на теплом фоне.
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Несложный натюрморт в холодной гамме (из бытовых предметов). Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
12. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на
предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды фруктов на холодном фоне.
13. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Несложный натюрморт (серый
чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: подобный натюрморт на ярком фоне.

14. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Применение различных приемов акварели. Натюрморт из 3- х предметов на контрастном цветовом фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
15. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Понятия «цветовая гамма»,
«колорит». Натюрморт в сближенной цветовой гамме. Использование акварели,
бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из 2 предметов.
16. Тема. Фигура человека. Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с натуры
фигуры человека. Использование акварели (монохром), бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека.

2 год обучения
I четверть.
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Использование акварели ,
бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд ветки с листьями на нейтральном фоне.
2. Тема. Контрастная гармония. Развитие представлений о влиянии цветовой
среды на предмет. Натюрморт на контрастном фоне. Использование акварели,
бумаги формата А3. Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
3. Тема. Контрастный натюрморт: светлое на темном. Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном
фоне
4. Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Использование акварели, бумаги различного
формата.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).
5. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности. Натюрморт из двух или трех
предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды несложных предметов на светлом фоне.

6. Декоративный натюрморт. Дать понятие декоративности, цветового пятна.
Использование гуаши и бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: 2 несложных предмета на нейтральном фоне.
7. Итоговая постановка с доминантой теплого колорита. Изучение понятий
пространственной среды и силуэта. Натюрморт с чучелом птицы. Формат А 3.
Самостоятельная работа: Эскизы домашних животных.
8. Тема. Фигура человека. Формирование навыков создания целостности образа
и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения. Два
этюда фигуры человека. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Передача прозрачности стекла
при помощи технических приёмов работы акварелью. Этюд стеклянного кувшина
на цветном фоне. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.
10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Передача глубины пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне при боковом освещении. Использование акварели , бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом
фоне. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла.
13. Тема. Гармония по насыщенности. Передача точных свето-тоновых отношений. Связь предметов с окружающей средой. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.
14. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление полученных навыков. Натюрморт из трех предметов из металла (чайник, турка, кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.

3 год обучения
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение
цветовых пятен. Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели
(многослойная акварель, поэтапная работа над формой), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
3. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в
натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с
различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Использование акварели,
бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.
4. Тема. Фигура человека. Передача характера движения. Обобщенная передача
формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени.
Натюрморт из предметов быта против света. Использование акварели, бумаги
формата А3.
Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.
III четверть
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического
решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы.
Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.
7. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные
отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на
контрастном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен.
Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотистокоричневой). Использование акварели («по сырому), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.
9. Тема. Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной работы.
Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой
тональности. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
4 год обучения
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Натюрморт из предмета бытовой утвари с овощами или фруктами. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды листьев и живых цветов (можно комнатных).
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы
предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт из атрибутов художника
с драпировкой. Использование материала на усмотрение педагога.
Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников.
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с предметами быта, фруктами и овощами. Последовательное ведение длительной постановки. Использование свободного материала, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Лепка формы цветом, передача
материальности. Этюд драпировки со складками. Использование свободного материала, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Эскизы натюрмортов в интерьере. Создание нескольких эскизов с разных мест. Передача плановости, глубины пространства. Использование
свободного материала, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественный и зарубежных художников с подобной композицией.

6. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение.
Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен.
Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по
форме. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа:
этюды отдельных предметов.
7. Тема. Нюансная гармония. Грамотное последовательное ведение длительной
постановки. Поиск интересного живописно-пластического решения. Натюрморт с
чучелом птицы. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов.
8. Тема. Фигура человека. Развитие навыков и умений рисования фигуры человека. Решение формы при помощи нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием», «За чтением» и т.п.) Использование акварели, бумаги произвольного формата.
Самостоятельная работа:
этюд фигуры человека по представлению.

5 год обучения

1. Тема. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности. Цельность,
декоративность колористического решения. Передача фактуры предметов. Этюды
букета цветов в стеклянном сосуде. Использование акварели или гуаши, бумаги
формата А3.
Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов с цветами.
2. Тема. Нюансная гармония. Грамотное ведение работы. Связь натюрморта с
пространством интерьера. Осенний натюрморт с введением плодов и овощей,
фрагментов интерьера . Использование акварели , бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей на фоне окна.
3. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Передача материальности
предметов, лепка формы цветом. Натюрморт со стеклянными предметами. Использование свободного материала. Выбор формата с учетом композиции.
Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении.
4. Тема. Интерьер. Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства. Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. Использование свободного материала (техника по выбору), бумаги формата А3 или А2.
Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.

5. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Последовательное ведение работы. Передача материальности и характера предметов в среде. Тематические натюрморты бытового жанра. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко выраженными различиями материальности.
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Грамотное
построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы», пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с
добавлением гипсовой маски, розетки или орнамента. Использование акварели,
бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне.
7. Тема. Фигура человека в интерьере. Выявление характерных особенностей
модели. Свободный материал, бумага различного формата.
Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Сближенные отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры цветов.
Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких
по цвету. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа:
копии с репродукций натюрмортов.
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача
материальности. Натюрморт из предметов различной материальности. Свободный
материал и формат.
Самостоятельная работа: этюды игрушек с различных точек.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в
творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.

Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению
проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
• зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого
просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий
контроль).
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
1 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
2 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей.
3 год обучения
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;

- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
4 год обучения
- грамотно компоновать объекты в интерьере;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
5 год обучения
- передавать цельность и законченность в работе;
- строить сложные цветовые гармонии;
- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
- грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей;
Материальное-техническое обеспечение образовательной деятельности
Помещения МБУДО «Бабаюртовская районная детская школа искусств» муниципального района «Бабаюртовский район» располагают всеми необходимыми
условия для реализации образовательной программы.
Аудитории, где будут вести занятия по реализации программы оснащены:
столами 8 шт., стульями ученическими 16 шт., столом учителя, шкафами,
мольбертами, классной доской, ноутбуком.
Для наглядности также имеются: таблицы по изобразительному искусству,
стенд "Великие художники", стенд " Шедевры живописи ", набор муляжей овощей и фруктов, натурный фонд, три гипсовые головы: одна мужская две женские,
гипсовый глаз Давида, гипсовая губа Давида, гипсовая рука Давида, гипсовый
куб, гипсовый цилиндр, две гипсовые плашки орнаментальные.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».